Структура сочинения


    Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:


    I. Вступление – формулировка темы.
    Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

    II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
    Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.

    III. Заключение – обобщение ваших мыслей.
    Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.
    Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

    Часть сочинения

    Клише

    Вступление

     С давних времён люди задумывались над вопросом …

     Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

     Как следует относиться к …?

     Для чего нужно…?

     (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

     Я считаю, что…

     На мой взгляд, ….

    Переход от вступления к основной части

     Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

     Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

     В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

    Основная часть

    Тезис

     Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

     Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

     Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

    Аргумент

     Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

     Вспомним произведение (название и ФИО автора) ...

     Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

     Автор повествует о …

     Писатель описывает…

     Писатель рассказывает о …

     В этом произведении в центре стоит…

     Главный герой (героиня) …

    Мини-вывод

     Автор считает, что…

     Поэт думает, что…

     Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

     Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) …

    Переход ко второму литературному примеру

     Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

     Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

     Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

    Заключение

     Таким образом, можно сделать вывод: …

     Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

     Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

     В заключение хочется отметить…

     В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …

     Мне бы хотелось верить, что…

     Хотелось бы, чтобы люди задумались…

     Давайте будем….

    Пример работы над темой сочинения


    Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.

    Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»

    Для начала следует написать план сочинения.

    I. Вступление.
    Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например:
    Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

    II. Основная часть.
    Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы – «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так:
    А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина.
    Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина.
    В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого.
    Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.

    III. Заключение.
    В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам:
    «Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)
    «Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)
    После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.

     

    © Copyright 2017. Копирование разрешено с указанием источника легко-егэ.рф